Водяной знак

  сайт о защищенной продукции

Поиск


    

<расширенный поиск>  

Разделы сайта




Золотой червонец


Rambler's Top100







 

№ 8 (8) декабрь 2003

 
 

 Вечные ценности 

 

 

 

 


ВЕК ОТКРЫТКИ: ВТОРОЙ И ПОСЛЕДНИЙ?

В век электронной почты и sms получить «бумажную» поздравительную открытку — все равно что услышать от человека искренние заверения в уважении и признательности.

Бумажные открытки, вымирающие как динозавры, доживают последние годы.

Тем ценнее «уходящая натура» для собирателей — филокартистов, ведущих историю своего увлечения с 1869 года.

Именно в тот год появилась первая почтовая открытка.


По сравнению с филателистами, нумизматами и фалеристами филокартистов достаточно мало, а специальной литературы для них — еще меньше. Слишком уж несерьезными выглядят для историков и искусствоведов «котята, цветочки и бабочки». Между тем, каждый пожелтевший от времени квадратный кусочек плотной бумаги таит в себе информацию о технологии, идеологии, искусстве и экономике своего времени. Даже если с открытки глядит чудовищное по слащавости изображение котенка в корзинке. Впрочем, притча во языцех — котята и девушки — вовсе не обязательный атрибут открытки. Значительно большая часть открыток представляет собой форпост изобразительного искусства.



Открытка родилась из визитки

Существует две версии рождения открытки, и каждая из них имеет право на жизнь. По одной версии, открытка родилась из визитки. В конце XVII века во Франции в Парижском почтовом альманахе развернулась дискуссия. Спорили о том, этично ли посылать искусно выполненные визитные карточки, на которых в открытом виде сделаны краткие надписи о приглашении, визите, комплименты, поздравления. Неэтичность заключалась в том, что этим «поощряется беззастенчивость прислуги, которая таким образом входит в ваши секреты».

Известный французский гравер восемнадцатого века Шоффар, наплевав на любопытство прислуги, продолжил превращение визитки в открытку, пышно разукрасив и гравировав на картоне не только сведения «визитного» характера, но и присовокупив художественные аллегории, отражающие род занятий и положение хозяев визитки.

Традицию немедленно подхватили в России. Сохранились четыре визитки-открытки, принадлежавшие известным россиянам — полководцу Суворову, фельдмаршалу Румянцеву, писателю Фонвизину и первому президенту Академии художеств Бецкому.

Полностью перерождение визитки в открытку в России состоялось в 1892 году — именно тогда были напечатаны безликие поздравительные карточки уже без указания адреса поздравителя.

По другой версии, прототипом открытки стало изобретение оборотистого бретонца Бенардо в 1870 году.

Во время франко-прусской войны в маленьком городке Силле де Гильом стояла огромная армия — 40 тысяч солдат. Моментально в городе закончились конверты и бумага, и Бенардо вышел из положения — использовав хранившийся на складе бристольский картон, он нарезал его кусочками и пустил в продажу. Тут же ему на глаза попались кусочки, которые солдаты украсили рисунками и карикатурами. Бенардо придумал патриотическую виньетку, отлитографировал ее в мастерской и украсил виньеткой свои кусочки картона. Успех был велик, и Бенардо продолжил выпуск открыток, посвященных армии.



«Почтовое управление за содержание не отвечает»

12 июня 1871 года министром внутренних дел России были утверждены «Временные постановления по почтовой части», которыми предусматривалось введение в обращение открытого письма, выпущенного 1 января 1872 года.

На фотографии этой открытки видна эмблема почтового ведомства. На одной стороне открытого письма — место для марки и почтовые правила : «Открытое письмо должно быть сполна оплачено соответственною почтовою маркою. На этой стороне, кроме адреса, ничего писать не дозволяется».

На другой стороне — грозная надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». Выпущена была эта карточка Экспедицией заготовления государственных бумаг.

Буквально через несколько лет выпуск открыток становится отдельной отраслью полиграфической промышленности. Открытки превращаются в дорогое удовольствие — настоящие, качественные и высокохудожественные печатают только Экспедиция заготовления государственных бумаг и еще две типографии (ван Голике и Вильборг, литографии Ильина).

Черно-белые открытки хорошего качества стоили 3—5 копеек, цветные — 5—10 копеек.

Поэтому Россию тут же наводнила масса производителей-анонимов, чьи дешевые, но низкокачественные копии продавались по 1 копейке и расходились огромными тиражами.



Святая Евгения — покровительница русских открыток

К началу XX века можно было четко различить три категории открыток — иллюстрированные, репродукционные и видовые. Особняком стоят открытки — портреты видных деятелей науки, политики и искусства.

Огромная роль в формировании направлений русской открытки принадлежит общине Св. Евгении. В 1896 году благотворительная община Св. Евгении в поисках средств приступила к выпуску открыток. К работе были привлечены художники мирового значения Н. Рерих и А. Бенуа, искусствовед Курбатов. В 1896 году общиной были выпущены конверты для открыток к Святой Пасхе, Рождеству и для визитных карточек. В оформлении конвертов принимали участие «мирискусники» Бакст, Добужинский, Лансере, Яремич — золотые имена серебряного века. В 1898 и последующие годы были выпущены первые открытки с репродукциями акварелей Н. Каразина, И. Бем, И. Репина, К. Маковского, Е. Самокиш-Судовской. Коммерческий успех предприятия был грандиозным.

У общины Св. Евгении тут же появились последователи, и мир увидел коллекцию открыток-эстампов, посвященных собранию Эрмитажа, виды Петербурга. Триумф открытки был полным — к работе над открытками подключились А. Остроумова-Лебедева, Г. Лукомский, Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев, М. Врубель, Н. Поленов, В. Серов — лучшие художественные силы того времени.

«Мировые бренды» того времени, такие, как «Зингер», стали выпускать красочные рекламные открытки, пропагандируя свою продукцию.

Маленькие кусочки картона стали не только открытыми письмами, но и «домашними картинными галереями», политическими плакатами и коллекциями шедевров архитектуры.

Появилась новая отрасль в коллекционировании — собиратели открыток стали гордо именоваться филокартистами.



«Парно графию и кредитные билеты к изображению запретить!»

Были в жизни русской открытки и темные стороны. Россия на волне растущей популярности открытки была наводнена дешевым ширпотребом «для народа» — с котятами и щенками, слащавыми детскими мордашками и пошлыми розочками. Но это было дело вкуса — кто-то отправлял почтовую карточку с репродукцией Врубеля, а кто-то — со щенком с бантиком.

Однако настоящим бичом русской открытки стала, как тогда писали, «парно графия». Ее, конечно, отправлять в открытом виде было нельзя, тем не менее, порнографических открыток было достаточно, чтобы появились запреты царской и синодальной цензуры.

Справедливости ради надо отметить, что сегодня никому и в голову не придет, глядя на старинную открытку, заподозрить, что она была запрещенной, — тогдашние суровые нравы к «парно графии» относили даже художественные произведения с изображением обнаженного тела, а нынешние обложки журналов и страницы газет по сравнению с запрещенными «парнографическими» открытками выглядят как тяжелое порно с извращениями. И тем не менее, цензура строго запрещала выпуск особых открыток. «Указ по книгам и брошюрам», арест на которые утвержден судебными постановлениями по январь 1911 года, наряду с революционными открытками издательства Метальникова, перечисляет «открытые письма с явно-парнографическими изображениями, в количестве 33-х, и открытые письма с изображением кредитных билетов».



Открытки и уголовное дело

Популярность открыток привела революционеров к мысли, что почтовыми карточками можно бороться против режима. В большинстве случаев сатирические и пропагандистские открытки большевиков и эсеров отпечатаны в подпольных типографиях, а то и вовсе фотоспособом.

Особое место среди авторов этих революционных открыток занимает врач М. Чемоданов. Студент-медик одновременно является популярным в революционных кругах карикатуристом-любителем. За одну из карикатур, по недосмотру пропущенную цензурой, ему пришлось бежать, когда смысл карикатуры был раскрыт, из Москвы в Тифлис. Гроза миновала, врач Чемоданов возращается снова в Москву, но уже не печатает карикатуры в журналах, а начинает выпуск открыток. Открытки приносят доход, который идет в партийную кассу. Злые карикатуры на государственный строй, на царя и министров приводят к тому, что в 1907 году Чемоданова арестовывают. Карикатуры Чемоданова на окрытках расползаются по Москве, как червяки. К уголовной ответственности привлекаются распространители «партийных» открыток. Сам Чемоданов заболевает в тюрьме и умирает в январе 1908 года, но двое «подельниц» — Антонина Романова и Александра Петрова отправляются по «открыточному делу» в заточение в крепость. Одна — на полтора года, другая — на год.

Именно в это время была очень популярна открытка с портретом лейтенанта Шмидта. «Дети лейтенанта Шмидта» появлялись позднее именно благодаря уловленному физическому сходству с портретом, напечатанным на открытке. Поскольку телевидения не было, а газетная полиграфия не позволяла давать изображение хорошего качества, открытки делали лица известными и узнаваемыми.



Новое — хорошо забытое старое

Естественный процесс развития русской открытки был прерван в 1917 году. Открытка советская — тема для отдельного разговора. Но новое — хорошо забытое старое. После десятилетий советского режима в нынешней России едва ли не самыми популярными становятся репринты старинных открыток, поздравительные открытки с праздниками, ранее запрещенными политическим строем.

«Со святой пасхой», «С Рождеством», «С днем Ангела» — именно такие открытки раскупаются лучше всего. В другие открытки, такие, как «С днем свадьбы», возвращается традиционная ранее символика обряда венчания. Несмотря на развитие полиграфических технологий, особой популярностью пользуются открытки «под старину» — с черно-белой подкрашенной фотографией.

Вместе с хорошими традициями в новый век вернулось и дурновкусие. Десятилетия, прошедшие под знаком репродукций картин Эрмитажа и Третьяковской галереи, не отвратили «широкие слои населения» от «мещанских» «открыток с котятами». Вернулась и «парно графия». Правда, в наш жесткий век «парно графия» выглядит как утонченное и невинно-трепетное изображение красоты женского тела...

В любом случае — если в нынешний Новый год вы получите красочный кусочек картона, вспомните его полуторавековую историю и сохраните — для внуков, открытки которых будут, возможно, исключительно электронными.

Елена Киселева

 


 

 

Последние новости


<все новости>  

Мероприятия

 

© 2003-2020 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.
Адрес редакции: Россия, 190020, Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр., д. 43/45, лит. Б, пом. 4Н;
тел.: (812) 325-20-99, 325-35-23; e-mail: info@vodyanoyznak.ru
Политика в отношении обработки персональных данных