Водяной знак

  сайт о защищенной продукции

Поиск


    

<расширенный поиск>  

Разделы сайта




Золотой червонец


Rambler's Top100







 

№ 7 (7) ноябрь 2003

 
 

 Защитный слой 

 

 

 


ПИШИТЕ ПИСЬМА. МАРОК ХВАТИТ

ИТЦ «Марка» конкурирует с Интернетом, выпуская необычные серии

Давно прошли те времена, когда марки — и советские, и зарубежные — продавались в любом киоске. Филателия, однако, существует и по сей день, невзирая на отсутствие марок в широкой продаже и на появление электронной почты, все активнее конкурирующей с почтой обычной.

Кто сегодня издает марки? Кто решает, что именно издавать? Об этом в интервью журналу «Водяной знак» рассказывает Борис МУСИХИН, первый заместитель генерального директора, главный редактор издательско-торгового центра «Марка».


Кстати, сам Борис Владимирович марок не собирает. Сотрудникам ТЦ «Марка» не рекомендуется быть страстными филателистами — отношение к маркам должно быть строго объективным. Но и не собирая марки, Мусихин знает о них все. Или — почти все.

— Почтовые марки, то есть знаки почтовой оплаты, издает сегодня ИТЦ «Марка», будучи «инструментом» Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. Сегодня это непростое дело. Не только в России, но и во всем мире проявляется спад интереса к коллекционированию почтовых марок. Появление компьютеров, сети Интернет, компьютерных игр отвлекло новое поколение от кляссеров и каталогов.

Но сегодня период стагнации филателии уже позади, полностью интерес не угас, и сейчас ряды филателистов снова пополнились — и в России, и в Западной Европе увеличивается интерес к собиранию марок. Несколько лет назад была естественная активизация на юго-восточном рынке, но сейчас он стабилизируется.

В соответствии с ситуацией на филателистическом рынке изменилась и структура, ответственная за производство знаков почтовой оплаты. В Советском Союзе была организация, издававшая марки, и Центральное филателистическое агентство, которое обеспечивало абонементодержателей почтовых марок и всю торговую сеть. Сегодня ИТЦ «Марка» занимается и изданием, и распространением марок, при участии дилеров.

Существует тематический план почтовых эмиссий, который мы с помощью Московской печатной фабрики «Гознака» претворяем в жизнь. После того как марки отпечатаны, мы рассылаем их всем почтовым отделениям и дилерам.

— Кто и как определяет тематику этого плана? Кто решает, какие марки будут изданы?

— Мы являемся государственным федеральным унитарным предприятием, и, согласно уставу, мы разрабатываем проекты тематических планов, работаем с художниками, разрабатываем рисунки почтовых марок, определяем тиражи.

— А кто разрабатывает «художественную» составляющую плана?

— Каждый из нас имеет свои симпатии и антипатии. Поэтому, чтобы в создании тематического плана не проявлялась вкусовщина, при Министерстве связи существует комиссия, которую возглавляет первый заместитель министра связи Александр Киселев. В комиссию входят филателисты, историки, ученые и представители ИТЦ «Марка».

Комиссия рассматривает предложенный нами план, и могу сказать, что большинство предложений (около 85%) проходит утверждение на комиссии.

Некоторая сложность работы над тематическим планом заключается в том, что он составляется за полтора года до фактического выпуска марок. Поэтому иногда трудно бывает прогнозировать, какое событие будет иметь действительно важное значение. Но и здесь, как правило, мы попадаем в точку — сотрудники у нас опытные, замечательные, проколов не случается.

В тематическом же плане отражается, какому событию будет посвящен выпуск марки или серии марок. Например, сейчас мы работаем над выпуском, посвященным Екатерине Второй. Это слишком яркая фигура, чтобы отразить ее роль в истории в одной марке. Поэтому готовим серию из 4 марок. Готовим серию, посвященную победе в Великой отечественной войне, Олимпийским играм, столетию героической обороны Порт-Артура.

Кроме того, согласно Положению о государственных знаках почтовой оплаты, мы имеем ограничения по количеству выпускаемых марок. В год можем выполнить около 50—60 марок. Поэтому всякий раз приходится «выкраивать», чтобы отразить на марках все что нужно. Популярная тематика — флора и фауна, ее собирают очень многие филателисты. Десяток марок приходится отдавать этой теме. При таком «раскрое» сравниваем и оцениваем важность и значимость фигур и явлений, которым следует отдать предпочтение.

Каждый тематический план мы стараемся делать полифоничным. Чтобы филателисты разных направлений могли найти интересующие их марки.

Достаточно часто выпускаем марки вместе с другими странами — только что мы выпустили в почтовое обращение совместные марки с Ираном, сейчас идет работа над марками совместно с Германией. В таком случае марки имеют идентичный рисунок для одной и другой страны. Такие совместные проекты осуществлены уже с 15 странами.

— Как происходит творческая работа над маркой?

— К работе практически над всеми сериями мы приглашаем специалистов—консультантов. Если рисуем животных, консультантом выступает зоолог, если космос — то космонавт. Несмотря на то что подготовка всегда ведется тщательно, опираясь только на фотографии и видеосюжеты, художник может упустить какую-то деталь. Это, конечно, не означает, что консультант делит ответственность с издателем. Тем не менее, на моей памяти — а я работаю уже 17 лет — ошибок с точки зрения художественного изображения на почтовых марках не было.

— История филателии знает таких знаменитых художников, как Заррин, Дубасов… Кто рисует марки сегодня?

— И сегодня есть достойные имена, яркие личности. Юрий Николаевич Арцыменев — художник старшего поколения, работает активно и интересно, умеет подчас найти удивительно яркое и неожиданное изобразительное решение сложной темы. Недавно отметили 70-летие Леонида Михайловича Зайцева. Готовясь к решению темы, он пропадает в библиотеках. Читает много книг, докапывается до сути и подчас, консультируясь с учеными, ставит в тупик своими вопросами.

Из художников среднего поколения я бы отметил Бориса Семеновича Илюхина — это тоже очень талантливый, беспокойный, ищущий художник, ученик художника по маркам Петра Эмильевича Бенделя. Борису Семеновичу больше удаются портреты. Талантливый художник Александр Жаров — именно он работал над серией, посвященной трехсотлетию Петербурга. Особо хотел бы отметить нашего главного художника — Керносова Александра Владимировича. Он работает активно и ярко. Появляются интересные имена среди молодых художников, но боюсь их перехвалить. У молодежи пока не хватает усердия — так глубоко в тему, как старики, они не входят…

— Сегодня марки делаются по старинке или — как и все остальное — на компьютере?

— И так и так. Хотя мне ближе марки, которые нарисованы рукой художника. От компьютерных веет холодком, а марки «ручной работы» — более теплые. Хотя есть, конечно, прекрасные специалисты, которые делают замечательные «машинные» марки. Тем не менее, их всегда можно отличить от «ручных» — и наши, и зарубежные. В качестве инструмента для создания почтовых марок компьютер, думаю, бесперспективен, кисть художника работает тоньше.

— Большой ажиотаж вызвали выпущенные недавно круглые марки с запахом. Что подвинуло вас выпустить такие необычные марки?

— Нам предложили технологию, в соответствии с которой можно выпустить марки с запахом. Подобные марки выпускались уже за границей. Например, в Швейцарии выпускалась марка, лизнув которую можно ощутить вкус швейцарского шоколада.

Вкусов нам пока не предлагали, а вот ряд запахов был очень широк — от фруктово-цветочных до, простите, запаха «мочи козла» и запаха старых ботинок. Идея нам понравилась. Мы выбрали фруктово-ягодный ряд и провели исследование. После того как узнаваемость запахов стала почти 100%-ной выпустили серию «Дары природы» с изображениями и запахами яблока, груши, ананаса, дыни и земляники. Партнеры гарантируют, что запах будет держаться не менее 2—3 лет. Однако помещать на один лист альбома или кляссера разные марки не стоит — запахи могут смешаться.

Что касается круглой формы марки, то мы не изобретали велосипеда — такая форма уже применялась в филателии.

— На эти марки есть спрос?

— Да. И очень большой. Хотя это не первая необычная серия. До этого мы делали серию, посвященную завоеванию нашей сборной по теннису кубка Дэвиса. На полях блока мы использовали натуральный грунт с того корта, где была одержана победа. Эта серия вызвала интерес, но такого ажиотажа, как с круглыми марками, не было.

— Какие еще необычные марки были выпущены за последнее время?

— Мы сделали уникальную серию «Государственные символы российской федерации» — герб, флаг, гимн. Там использован тончайший конгрев и, кроме того, 24-каратное золото в изображении государственного герба. Сделали серию марок, посвященных каретам, тоже с использованием золота.

В марте следующего года выйдет уникальная серия из 12 марок — «Знаки зодиака». При изготовлении этих марок применен очень тонкий трехуровневый конгрев, частичная лакировка и препрессовка алюминиевой фольгой. Надеемся, что это будет интересно.

— Раньше марки можно было купить в любом киоске «Союзпечати». Сейчас они есть далеко не в каждом почтовом отделении. Как обстоит дело с пропагандой почтовой марки, с ее распространением?

— Нам тоже жаль, что рухнула система «Союзпечати», что «Роспечать» не хочет заниматься марками. Это товар тонкий, деликатный, требующий бережного хранения и обращения, а цена на марки не так уж и велика, чтобы прибыль была ощутимой.

Мы стараемся как можно больше марок продавать через почтовые отделения. Знаем, что это не всегда удается, но работаем. Продолжает действовать система заказа и доставки марок по почте. В Москве проблема практически решена — здесь работают два магазина, открытых ИТЦ «Марка», — на Ленинском проспекте и проспекте Мира, и там все время есть покупатели.

Для филателистов выпускаем журналы «Филателия» и «Марка». «Филателия» — журнал более специальный, для коллекционеров, а «Марка» — познавательный, в нем рассказывается не только о марках, но и о художественно-историческом контексте выпускаемых марок.

— Какое место российские марки занимают на мировом рынке?

— Мы входим в первую тридцатку международного рейтинга. В 1996 году мы сделали серию «Геграфические открытия русских моряков». Одна из марок этой серии заняла третье место в мире на международном конкурсе — за полиграфическое мастерство, за раскрытие темы и за художественное исполнение.

— Может ли заказать марку частное лицо?

— Нет. Однако на Западе марки иногда выпускают с чистым купоном, на который может быть нанесено изображение, заснятое цифровой камерой. Чаще всего это портреты.

Необходимо помнить, что выпуск марок — дело государственной значимости и никакое вмешательство частных лиц здесь недопустимо. Так же, как при выпуске денег.

— Есть ли у марок перспектива? Или в эпоху электронной почты марки доживают последние дни?

— По одному из западных исследований, каждое обращение в Интернет сегодня вызывает за собой посылку трех-четырех бумажных писем. Так что хоронить марки пока не будем.

Конечно, можно отказаться от почтовых марок, и некоторые страны уже пытаются это сделать, заменяя их штрих-кодами. Но тем самым мы теряем живую прелесть, заложенную в художественной природе марки, теряем культурный пласт, упускаем возможность вызвать интерес к своему государству посредством марки.

Елена Киселева

 


 

 

Последние новости


<все новости>  

Мероприятия

 

© 2003-2020 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.
Адрес редакции: Россия, 190020, Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр., д. 43/45, лит. Б, пом. 4Н;
тел.: (812) 325-20-99, 325-35-23; e-mail: info@vodyanoyznak.ru
Политика в отношении обработки персональных данных