Водяной знак

  сайт о защищенной продукции

Поиск


    

<расширенный поиск>  

Разделы сайта




Золотой червонец


Rambler's Top100







 

№ 7 (7) ноябрь 2003

 
 

 Бумажник 

 

 

 


ВСТРЕЧА ДОЛЛАРА В НОВОЙ ОДЕЖКЕ

Американские власти ответственно подошли к мировой премьере цветной банкноты

То, о чем так долго говорили, свершилось: с 9 октября доллары перестали быть зелено-черными. В обращение в США введена новая 20-долларовая банкнота — цветная. Американские власти загодя стали готовить мир к переменам во внешнем виде долларов, организуя презентации, проводя конференции и выпуская буклеты.

С разъяснительно-просветительской миссией в первой половине октября в России побывала вице-президент Нью-Йоркского федерального банка госпожа Фелисия Виггин, которая, несмотря на крайне плотный график работы, нашла время для общения с корреспондентом «Водяного знака».


— Как происходил выбор нового дизайна 20-долларовой банкноты? Проводился ли конкурс, общественное обсуждение? Рассматривались ли предложения, полностью меняющие внешний вид доллара?

— Нет, конкурса не было, не было и общественного обсуждения. Разрабатывала и утверждала новый дизайн 20-долларовой банкноты специальная комиссия, в которую вошли представители Федеральной резервной системы и казначейства США, Бюро гравирования и печати, Секретной службы. С февраля 1862 года за дизайн банкнот, в том числе и за выбор портретов на них, отвечает секретарь Казначейства США. Новый дизайн 20-долларовой банкноты был одобрен бывшим секретарем казначейства Полом О’Нилом. Но на купюрах нового образца стоит подпись уже действующего секретаря Джона Сноу.

Перед комиссией не стояло проблемы — кардинально поменять дизайн. Задача была — сделать новый дизайн настолько традиционным, чтобы сохранить доверие к банкнотам, но в то же время настолько интересным, чтобы вызвать у тех, кто пользуется валютой, желание предпочесть деньги нового образца. Именно поэтому на банкнотах нового образца остались истинно американские черты — они сохранили прежний размер, на них те же, но увеличенные портреты и изображения. Цель федерального резерва в данном случае — обеспечить успех нового дизайна.

— Какие основные изменения произошли в новых долларах — естественно, кроме нового цвета? На какие степени защиты возлагаются особые надежды?

— Замечу, что степень защиты купюр 1996 года оказалась достаточно эффективной. В них есть три ключевых момента, которые может заметить каждый и которые позволяют легко проверить банкноты на подлинность. Это водяные знаки на бумаге, защитная пластиковая нить и краска, меняющая цвет. Все эти основные элементы защиты позволяют легко проверить банкноты на подлинность.

На новой 20-долларовой купюре цифра двадцать в углу купюры меняет свой цвет под разным углом с медного на зеленый. Выражено это изменение более ярко, чем прежде. Российская и европейская публика привыкла к изменяющимся цветам на купюрах, а для американцев это — новшество.

Самое заметное изменение в дизайне 20-долларовой банкноты — это, конечно, светлые оттенки зеленого, персикового и синего, добавленные в фон купюры. На купюрах нового образца также появятся символы свободы — разные на банкнотах разного достоинства. На 20-долларовых нанесено фоновое изображение орла синего цвета слева от портрета президента Эндрю Джексона, а справа от него изображены орел и щит цвета зеленый металлик. На обороте купюры — фоновые числа «20», напечатанные мелким шрифтом желтого цвета.

В дизайне банкнот нового образца отсутствуют овал и тонкие линии, обрамлявшие прежде портрет на лицевой стороне и изображение Белого дома на обратной стороне купюры. Портрет поднят выше, а плечи изображенной фигуры выходят за прежние границы портрета. Для помощи людям со слабым зрением введено увеличенное обозначение номинала — в правом нижнем углу оборотной стороны банкноты легко различима большая цифра «20»…

— Почему первым был изменен дизайн именно долларовой «двадцатки»?

— В США двадцатидолларовая купюра является весьма и весьма популярной, в том числе и среди пользователей банкоматов. Именно по этой причине двадцатидолларовые купюры выпущены первыми.

Кроме того, проблемой стала подделка двадцатидолларовой купюры. Ее подделывают так называемые «случайные фальшивомонетчики», которые пользуются персональным компьютером, цветным принтером. За пределами США чаще всего подделывают купюры в 100 долларов. А в США — именно «двадцатки». Поэтому секретная служба рекомендовала изменить дизайн сначала двадцатидолларовой купюры. Дизайн купюр и до изменений был достаточно сложным, поэтому, несмотря на то, что я сказала о фальшивомонетчиках, процент фальшивых купюр очень низок.

В частности, низкий уровень фальшивомонетничества достигнут благодаря усилиям правоохранительных органов как внутри США, так и во взаимодействии с правоохранительными органами других стран.

Мы считаем важным достижением то, что большинство фальшивых купюр удается конфисковать до того, как они попадут в широкое обращение. В настоящее время количество фальшивых купюр можно оценить как одна-две на десять тысяч, находящихся в обращении.

— Сейчас власти США активно проводят разъяснительную кампанию в связи с появлением новых долларов. Есть ли какие-то особенности у этой кампании в России?

— Две трети американских денежных знаков обращается за пределами США, поэтому информационные мероприятия проводятся по всему миру.

Нам хорошо известно, что Россия — это очень большой рынок, на котором вращается очень много долларов. Поэтому мы разработали особую программу для России. Для этой цели в США была привлечена специальная команда по связям с общественностью. Она в свою очередь воспользовалась услугами компании Си-Би-Эн в России.

Мы пошли на этот шаг, чтобы быть уверенными в том, что будет сделано все необходимое, что будут разработаны и распространены во всероссийском масштабе плакаты и брошюры на русском языке. Все разъяснительные материалы, которые у нас есть, уже были переведены на 20 языков. Они доступны также через Интернет.

В мае, когда было озвучено сообщение о новом дизайне, особое внимание было уделено России. Мы планировали и провели целый ряд мероприятий. Продолжением кампании служит и мой визит. А когда купюра уже будет выпущена в США в реальное обращение, в России появится реклама на телевидении, на радио и в газетах. Это произойдет в период до начала ноября.

Мы надеемся, что людям будут понятны изменения, которые внесены в новые 20-долларовые банкноты.

— Учитывался ли при планировании этой кампании опыт Евросоюза?

— Конечно, мы консультировались с нашими коллегами из Евросоюза и изучили ряд шагов, которые они предприняли, когда вводили евро. Так же, как и евро, американская валюта в большом количестве находится в обращении за рубежом, именно поэтому введение нового дизайна для нас — большая проблема. С разъяснениями о новых 20-долларовых банкнотах мы должны дойти до каждого во многих странах мира.

Кроме того, мы использовали опыт изменения дизайна долларов, накопленный в 1996 году. В то время мы также пользовались возможностями Интернета, предоставляющего необходимую информацию во многих странах и на разных языках.

Очень важным моментом в разработке разъяснительной программы в России было исследование, включающее в себя результаты опросов многих фокус-групп в Москве и других регионах. Это позволило нам разобраться в том, какова будет реакция россиян на изменение дизайна 20-долларовых банкнот в целом; понять, что можно дополнительно предпринять и какие еще дополнительные разъяснения требуются.

Мы убедились в том, что население разбирается в уровнях защиты купюр. Выяснилось, что, как только люди осознают, что никакого обмена купюр не предстоит, что старые купюры не перестанут быть действительными, все опасения у них исчезают.

— После 9 октября в обращении будут находиться три вида «двадцаток» — новые цветные, образца 1996 года, и старые, с маленьким портретом. Не возникнет путаницы?

— К моменту ввода в обращение долларов нового образца производители банкоматов перенастроили свое оборудование на прием и выдачу новых банкнот. Как новые, так и старые купюры будут приниматься без ограничений и иметь полную нарицательную стоимость.

Повторю: введение нового цвета на 20-долларовых купюрах сопровождается полномасштабной информационно-образовательной программой. Специальные образовательные программы проводятся для банковских служащих, кассиров, работников розничной торговли, представителей деловых и профессиональных ассоциаций и СМИ.

Когда представители федеральных и местных органов государственной власти США в августе этого года посетили фабрику гравировки и печати на западе страны, в Форт-Уэрте (штат Техас), они не только присутствовали при печати стомиллионной 20-долларовой купюры нового образца, но и осмотрели строящийся центр для посетителей, который откроется уже в начале 2004 года и предоставит широкой публике возможность наблюдать за процессом производства бумажных долларов. В нем также разместится интерактивный музей истории производства денег. Кстати, фабрика Бюро гравировки и печати США в Вашингтоне принимает ежегодно около 500 000 посетителей.

Что касается фабрики печати денежных знаков в Форт-Уэрте, она была открыта в 1991 году и сегодня выпускает 1-, 2-, 5-, 10- и 20-долларовые банкноты, составляющие 54 процента объема национальной валюты. Она выпускает 18 миллионов банкнот в день на сумму 169 миллионов долларов. Выпуск 20-долларовых банкнот нового образца начался на фабрике в июне 2003 года.

Подготовка и изготовление банкноты нового образца от начала до конца занимает около 4 недель. В этом процессе принимали участие 700 сотрудников, работу которых тщательно координировали.

— Предыдущее изменение дизайна долларовых купюр произошло в 1996 году. В 2003 году — новые перемены. Означает ли это, что США, прислушиваясь к рекомендациям Интерпола, будут менять банкнотный ряд как минимум раз в 7 лет?

— Это так, и справедливость этого правила подтверждает жизнь — банкнотный ряд нужно обновлять раз в 7—10 лет. Это позволит США быть на шаг впереди фальшивомонетчиков.

— Когда появятся цветные долларовые банкноты других номиналов? Затронут ли перемены банкноты небольшого достоинства — 10, 5, 2, 1 доллар?

— Изменения в дизайне 50- и 100-долларовых банкнот постепенно произойдут в течение 2004 и 2005 годов. Банкноты разного достоинства будут различаться по цвету, что облегчит их распознавание, особенно людям со слабым зрением. Введение новых образцов 1- и 2-долларовых банкнот нового образца не планируется. Что касается вопроса об изменении дизайна 10- и 5-долларовых купюр, он сейчас находится на стадии рассмотрения.

Наталья Никифорова

 


 

 

Последние новости


<все новости>  

Мероприятия

 

© 2003-2020 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.
Адрес редакции: Россия, 190020, Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр., д. 43/45, лит. Б, пом. 4Н;
тел.: (812) 325-20-99, 325-35-23; e-mail: info@vodyanoyznak.ru
Политика в отношении обработки персональных данных