Водяной знак

  сайт о защищенной продукции

Поиск


    

<расширенный поиск>  

Разделы сайта




Золотой червонец


Rambler's Top100







 

№ 3 (11) март 2004

 
 

 Вечные ценности 

 

 

 

 


С НЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДЕТСТВО

С творчеством художника Ивана Яковлевича Билибина знакомы все. Или — почти все.

Потому что практически у каждого в детстве были сказочные книжки с яркими, красочными рисунками — рисунками Ивана Билибина.

Жар-птица, Иван-царевич на Сером волке, Золотой петушок…

Так случилось, что именно иллюстрации к сказкам оказались самыми растиражированными и знаменитыми работами художника.

Однако в жизни Ивана Билибина нашлось место не только сказкам.

Иван Билибин прожил очень яркую жизнь.

Он был не только живописцем, но и графиком, сценографом, автором журнальных статей.

Он преподавал в Школе императорского поощрения, работал на «белых», работал на «красных», на Временное правительство.

Его произведения остались на афишах, марках, плакатах, игральных картах того времени.

Он рисовал иллюстрации к книгам, эскизы костюмов и декораций и даже герб свободного Российского государства.


Он мог быть юристом

Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в селе Тарховке под Сестрорецком. Его отец был главврачом военно-морского госпиталя, мать — ученицей композитора А. Рубинштейна.

Иван начал рисовать очень рано и сам говорил об этом так: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда». Учась в старших классах, он посещал Школу императорского общества поощрения художеств. Однако после окончания гимназии по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Впрочем, уже на втором курсе Иван поехал в Мюнхен, где в течение полутора месяцев занимался живописью.

Возможно, в лице Билибина Россия потеряла хорошего юриста, зато приобрела замечательного художника. В 22 года Иван поступил в Тенишевское училище И. Е. Репина в Санкт-Петербурге. Кстати, здесь же он познакомился со своей будущей женой Марией Чемберс. Через два года Репин перевел молодого художника вольнослушателем в свою мастерскую в Высшем художественном училище Академии наук. Как утверждают специалисты, в эти годы начинает формироваться «художественный стиль» Билибина. Его увлекает национально-романтическое направление, представителями которого были Васнецов и другие художники мамонтовского кружка.

Вскоре Иван Билибин познакомился с Сергеем Дягилевым и примкнул к его журналу «Мир искусства». В журнале уже сотрудничали его университетские товарищи Николай Рерих, Александр Бенуа и многие другие. При их участии сложился Союз русских художников, который просуществовал до 1917 года. Волею судьбы Иван Билибин был последним председателем этого cоюза.



Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…

1880—1890-е годы стали рождением древнерусской темы в искусстве. Художники мечтали о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе «большого стиля».

«Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!» — писал Иван Билибин.

Художник начал ездить по глухим провинциям, он изучает русскую архитектуру, народный орнамент, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки. В самом начале двадцатого века по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии, где собирал произведения народного творчества, фотографировал памятники деревянного зодчества. По материалам своих поездок он написал несколько статей, а привезенные фотографии передал И. Грабарю для его книги «История русского искусства».

Новый художественный стиль — стиль русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию театральной декорации и оформлению книг.

Книжное искусство с иллюстрациями появилось с издания народных сказок и поэм Пушкина, которые были иллюстрированы и оформлены В. Васнецовым, Е. Поленовой, С. Малютиным. Но художники не разработали принципов оформления книги, поэтому живопись многое теряла при печати. Например, иллюстрации Поленовой к сказке «Война грибов» не удалось воспроизвести в цвете, поэтому художница раскрашивала контурные оттиски от руки.

Необходимо было создать особое искусство — искусство книжной графики. Большую роль в этом сыграл Иван Яковлевич Билибин. Он разработал логически последовательную систему графических приемов. Эта система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов легли в основу так называемого билибинского стиля.



Иван Билибин и Экспедиция заготовления государственных бумаг

Имя Билибина стало широко известно после того, как были напечатаны шесть русских сказок с его иллюстрациями. Самой первой стала «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». Все сказки были изданы в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне — объединение «Гознак»). С Экспедицией художник сотрудничал 13 лет. Вслед за первыми сказками здесь были выпущены «два иллюстративных цикла по Пушкину»: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке». Их приобрели Русский музей Александра III и Третьяковская галерея.

В архивах «Гознака» по сей день сохранились не только оригинальные иллюстрации Билибина, но и любопытная переписка между художником и управляющим Экспедицией.

Переписка носила деловой, можно сказать, денежный характер. Сначала Экспедиция платила художнику по 50 рублей за каждый рисунок, однако затем Билибин предложил новые условия — платить ему по 75 рублей за каждую иллюстрацию. В этом случае он предоставлял Экспедиции право «навечно их воспроизводить».

«Принимая, во-первых, во внимание весьма детальный характер моих иллюстраций, во-вторых, то, что гонорар в 50 рублей за иллюстрацию далеко не окупает затрачиваемый мною труд, и, в-третьих, то обстоятельство, что Экспедиции, насколько мне известно, гораздо удобнее иметь в постоянной собственности те образцы, с которых производится работа, я предлагаю оставлять в собственность Экспедиции расцвеченные мною фотографические оттиски, но зато увеличить гонорар до 75 рублей за каждую иллюстрацию», — писал в своем письме Билибин. Руководство Экспедиции приняло эти условия.

Сотрудничество с Экспедицией продолжалось еще многие годы. Так, например, он иллюстрировал игральные карты, издаваемые здесь.



От «Золотого петушка» до «Чистилища святого Патрика»

Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессиональной деятельности Ивана Билибина. В 1904 году он заявил о себе как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных эпох и народов.

Он создал эскизы костюмов и декораций к знаменитой постановке оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», участвовал в антрепризе Сергея Дягилева, нарисовав эскизы русских костюмов к опере Мусорского «Борис Годунов». Художник работал над испанскими костюмами к комедии Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище святого Патрика» и многими другими театральными постановками.

В эти годы Билибин создает также карикатурные рисунки для сатирических журналов, иллюстрирует «открытые письма» Красного Креста, оформляет журналы «Солнце России» и «Лукоморье», участвует в интерьерной росписи Нижегородского отделения Госбанка (к 300-летию Дома Романовых). В течение 10 лет Иван Яковлевич преподавал в Школе императорского общества поощрения художеств, директором которого в то время был Николай Рерих. В январе 1917 года на заседании членов Академии художеств Билибина представили к званию академика.



Двуглавый орел без короны

Февральская революция внесла свои коррективы и в жизнь Билибина. Он вошел в историю как создатель нового, «неимператорского» двуглавого орла. Временное правительство, рассматривая вопрос о геральдических символах, решило «раздеть» черного двуглавого орла. Автором стал Иван Билибин. На билибинском эскизе, который был принят новым правительством, орел остался без короны и опустил свои крылья вниз. Народ скептично отнесся к новому варианту герба и называл его «ощипанной курицей». Тем не менее, новый символ поместили на государственные печати и новые бумажные деньги — думки.

Орел Билибина пережил и второй революционный переворот — октября 1917 года. Первые советские банкноты 1918 года печатались в Экспедиции с изображением все той же раскоронованной птицы.



Россия — Египет — Франция — Советский Союз

Во время революционных событий Иван Билибин уехал в Крым, где вместе с Куприным, Короленко, Вернадским и другими владел коллективным имением. Там он сотрудничал в журнале, рисовал плакаты для деникинского информационного агентства. В начале 1921 года на пароходе «Саратов» художник отплыл из Новороссийска и оказался в Египте. Вместе со своей гражданской женой художницей Щекотихиной-Потоцкой он жил в Каире и Александрии, много путешествовал по странам Ближнего Востока. В 1923 году работал с Анной Павловой, создавая эскизы декораций и костюмов для балетов «Роман мумии» и «Русская сказка». В 1925 году Билибин переехал в Париж.

Он много работал: сотрудничал в журналах, иллюстрировал сборники русских, французских и немецких сказок. Рисовал картины на сюжеты арабских сказок. Оформлял обложки, титульные листы, адреса, афиши, торговые марки. Билибин активно участвовал в оформлении русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей. Ежегодно он устраивал выставки в крупнейших городах Европы. Художник работал и для европейских изданий, но переиначить себя, европеизировать свою живопись не смог.

В 1936 году Иван Билибин принял советское гражданство и вернулся в свой город, теперь уже Ленинград. Практически не сохранилось информации о том, как приняли «заблудшего» художника советские власти. Однако вскоре он стал преподавать во Всероссийской академии художеств, по-прежнему иллюстрировал книги и работал над спектаклями. В 1939 году ему было присвоено звание доктора искусствоведения.

Иван Билибин умер 7 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде. Ему было 66 лет. Он был похоронен в братской могиле на Смоленском кладбище.



Билибин остался в Петербурге

В 2002 году в Петроградском районе, на фасаде дома № 25 по улице Лизы Чайкиной, была установлена мемориальная доска. Текст на ней гласит: «Здесь с 1937 по 1942 год жил и работал художник театра и книги Иван Яковлевич Билибин. Гознак — Санкт-Петербургу». Так была увековечена память выдающегося русского художника-иллюстратора и мастера театрально-декоративного искусства.

Татьяна Балуева

 


 

 

Последние новости


<все новости>  

Мероприятия

 

© 2003-2019 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.
Адрес редакции: Россия, 190020, Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр., д. 43/45, лит. Б, пом. 4Н;
тел.: (812) 325-20-99, 325-35-23; e-mail: info@vodyanoyznak.ru
Политика в отношении обработки персональных данных