Водяной знак


   

  единственный в России
  журнал о защищенной продукции

Поиск


    

<расширенный поиск>  

Разделы сайта




Золотой червонец

Удачные реплики и новые «точки роста»

Как Московский монетный двор готовится к сезону-2017»

Читайте в новом номере журнала "Золотой червонец"


Rambler's Top100







 

№ 2 (106) апрель 2014

 
 

 В номере 

 

 

 


Право на электронные права

Сегодня многие государства инициируют переход на водительские удостоверения нового поколения

Основные тенденции развития рынка идентификационных документов – внедрение чипа, запись биометрических данных, а также усовершенствованная защита документов и возможное комбинирование документа с различными приложениями. Водительское удостоверение – документ, который стоит в одном ряду с идентификационной картой и паспортом, – проходит похожую модернизацию. И многие государства инициируют переход на использование водительских удостоверений нового поколения – электронных.

Обязательный чип

В странах Евросоюза с 2013 года началась выдача новых водительских удостоверений в виде пластиковой карты со стандартным европейским форматом и более надежной защитой. До введения данного стандарта на территории стран – членов Евросоюза использовалось более 100 различных бумажных и пластиковых вариантов водительских удостоверений.

Как записано в Третьей Директиве ЕС по водительским удостоверениям, введение новых прав является лишь частью более широкого пакета мер, которые направлены на повышение свободного передвижения, борьбу с мошенничеством в отношении водительских прав и повышение безопасности дорожного движения на всей территории ЕС.

Впрочем, водительские удостоверения не будут заменены одномоментно и повсеместно. Старые удостоверения останутся действительными до окончания срока их действия, лишь в момент продления документа автомобилист получит документ нового типа. Временной лимит для замены старых водительских удостоверений на новые в Евросоюзе – до 2033 года. В Директиве отмечено, что оформление водительских прав должно быть адаптировано с учетом национальных символов в соответствии с решением каждого государства – члена ЕС.



Франция: полиция порекомендовала чипы

В 2013 году во Франции появились в обращении новые водительские удостоверения. Они имеют целый ряд защитных признаков и бесконтактный чип. О новых удостоверениях журналу «Водяной знак» рассказывает Гильем де Будеманж (Guilhem de Boudemange), директор отдела маркетинга по правительственным документам компании Imprimerie Nationale – производителя водительских удостоверений нового типа.

– В чем основная причина замены водительских удостоверений?

– Основным стимулом было решение об унификации водительских удостоверений в странах Европейского Союза. Новые водительские удостоверения появились в Европейском Союзе с 2013 года. Теперь все они имеют единый формат и обязательный перечень персональных данных (имя и фамилия владельца, страна проживания, дата начала и окончания действия удостоверения). Конечно, каждое государство может выбрать свой дизайн для оформления пластиковой карты и защитные элементы.

– Когда новые водительские удостоверения появились во Франции?

– Они были введены в сентябре 2013 года. Компания Imprimerie Nationale планирует изготовить два миллиона удостоверений нового образца в течение нескольких недель.

– Как происходит замена старых удостоверений на новые: все автомобилисты должны поменять их в лимитированный срок или новый документ можно получить только после окончания срока старого?

– В обращении во Франции находится несколько десятков миллионов удостоверений старого образца. Замена будет проходить постепенно. Ожидается, что на это уйдет несколько лет. Сейчас автомобилисты могут заменить удостоверения, у которых закончился срок действия, а также получить новое удостоверение взамен украденного или утерянного.

– То есть просто по желанию автомобилиста нельзя заменить удостоверение старого образца на новое?

– Получение новой категории, например, на право вождения мотоцикла – самый короткий путь получить новое водительское удостоверение. Замена потерянных или украденных удостоверений – это еще одна возможность получить документ нового образца. Но, конечно, мы не рекомендуем делать это специально.

– Как проходил выбор дизайна и защитных элементов?

– Создавая концепцию новой карты, мы пытались выбрать из возможных защитных опций такие, которые позволили бы хорошо защитить документ, с одной стороны, и легко его проверять, с другой стороны.

Мы думали о полицейских, которым нужно проверить большое количество документов, поэтому возможность легкой и быстрой проверки была одним из необходимых условий. Концепция карты разрабатывалась совместно с полицейским управлением, жандармерией и Министерством внутренних дел Франции.

– Какая защита используется на удостоверении?

– Для изготовления водительских удостоверений использован прозрачный по краям поликарбонат. Если положить карту на белый фон, то вы увидите на прозрачном крае карты тонкие гильошные линии и микротекст. Это очень действенная защита, но в то же время один из самых простых и действенных способов проверки подлинности этого документа. Не нужно дополнительных инструкций, чтобы понять, как проверить документ. В то же время подделать такой элемент мошенникам будет непросто. Ни на пластике, ни на бумаге этот эффект невозможно воспроизвести.

С помощью лазерной гравировки на карту нанесены персональные данные и портретное изображение владельца. Также документ защищен с помощью голограммы DID™, которая частично размещена на портрете владельца удостоверения. DID™ голограмма – очень сильный защитный элемент, так как его очень сложно сымитировать и невозможно подделать, но он просто проверяется. При повороте голографического изображения на 90 градусов цвет меняется с зеленого на красный и, наоборот, с красного на зеленый. Этот защитный элемент уже лет 10 применяется во французском паспорте. Полицейские хорошо его знают, и это является дополнительным преимуществом при проверке.

– Новые водительские удостоверения оснащены чипом. Почему?

– Применение чипа рекомендовано жандармерией. Офицеры дорожной службы уже оснащены оборудованием, с помощью которого можно проверять водительские удостоверения. Таким образом, можно усовершенствовать контроль, не закупая дополнительного оборудования. Вторая причина внедрения чипа – противодействие мошенникам. Пилотные тесты, проведенные в Европе, подтвердили, что внедрение чипа снижает количество подделок на 50%.

– Почему вы выбрали бесконтактный чип?

– Во-первых, это рекомендация Евросоюза, во-вторых, бесконтактный чип, по сравнению с контактным, существует дольше. Увеличение срока жизни чипа означает, что документ может служить не 10 лет, а дольше. В ситуации экономических кризисов последних лет для государства это выгодно.

– Какая информация находится на чипе?

– Персональные данные владельца и фотография, а также категория автомобиля, которым может управлять автомобилист. Доступ к информации на чипе можно получить с помощью ридера.

– Планируется ли поместить на чип дополнительную информацию?

– Таких планов нет. Французы очень беспокоятся о конфиденциальности персональной информации, поэтому на чипе водительских удостоверений не планируется сохранять отпечатки пальцев или другие биометрические данные. Но это и не требуется, поскольку это не идентификационная карта, а документ, дающий право на управление транспортом.

– Карты водительских удостоверений выпускаются централизованно?

– Да. Это рекомендовано выпускающими органами. Компания Imprimerie Nationale находится на севере Франции. У нас есть центр с производственной базой и помещением для персонализации. Мы производим поликарбонатные карты удостоверений, внедряем чип и проводим персонализацию этих документов.

Imprimerie Nationale имеет огромный опыт в производстве и персонализации карт, идентификационных документов, паспортов и полицейских удостоверений.



Украина: новые-старые-новые водительские удостоверения

В середине 2013 года правительство Украины приняло решение о введении новых водительских удостоверений – с чипом. В сентябре 2013 года первые электронные удостоверения, изготовленные консорциумом «ЕДАПС», были выданы украинским водителям. Однако уже через месяц закон «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины» вернулся в Верховную Раду. Официальной причиной для остановки производства новых водительских удостоверений стала их высокая стоимость. На сегодняшний день есть информация, что украинские водители все-таки получат электронные удостоверения, однако производиться они будут другой компанией.

Остановка производства электронных водительских удостоверений на Украине не мешает консорциуму «ЕДАПС» презентовать свою разработку на международном рынке идентификационных документов. О теперь уже «старых» новых украинских водительских удостоверениях рассказывает директор центра по информационной защите, директор департамента по криптографической защите «КП ВТИ» консорциума «ЕДАПС» Вадим Сирык.

– В 2010 году компания «КП ВТИ» (участник консорциума «ЕДАПС») создала электронное водительское удостоверение с бесконтактным чипом по стандарту ISO/IEC 18013. Разработанный образец документа прошел сертификацию в аккредитованной лаборатории Евросоюза, он отвечает всем международным и национальным требованиям, предъявляемым к технической и криптографической защите информации.

– В чем основные преимущества нового документа?

– Во-первых, что можно сказать о самой карте, на которой печатается удостоверение. Это многослойный полимерный субстрат, сверху защищенный специальным слоем. Подделать такой документ очень сложно, так как для создания многослойной структуры карты требуется специальное оборудование. Персональные данные, цветная фотография владельца, а также серийный номер документа выгравированы лазером на внутреннем слое. При попытке их изменения структура документа будет повреждена.

Во-вторых, документ содержит электронный бесконтактный микрочип, на который записывается информация с удостоверения и личные данные владельца.

– Имеет ли карта дополнительные защитные признаки?

– Это графическая защита самой карты и защита данных на электронном чипе. Графическая защита включает систему антисканирования, микрографику, микротекст, использование специальных чернил, которые видны в ультрафиолете, офсетную печать, гильош и другие. При изготовлении документа использовалась лицензионная программа защитной графики. После записи персональной информации карта покрывается с обеих сторон прозрачной пленкой с голографическими защитными элементами.

Для защиты информации применяется механизм защиты от клонирования, который базируется на криптографии. Также удостоверение имеет цифровую подпись, даже две подписи. Одна из них соответствует международному стандарту, вторая – национальная. Это требование украинского законодательства – для внутренних целей использовать национальную цифровую подпись. Так что с точки зрения криптографии удостоверение очень хорошо защищено.

– Оборудование, на котором изготавливаются электронные водительские удостоверения, произведено вашей компанией?

– Да. На нем можно не только отпечатать, но и персонализировать карту. «КП ВТИ» разработала специальное программное обеспечение, позволяющее совершать как централизованный, так и децентрализованный выпуск удостоверений. Осенью 2013 года системы персонализации были установлены в территориальных отделениях ГАИ Украины.

– Для проверки электронных водительских удостоверений сотрудникам ГАИ понадобятся специальные ридеры?

– Информация с электронного удостоверения может быть считана как с помощью специального ридера (со встроенным считывателем баркода), так и с помощью смартфона (с установленной программой под Андроид). Ридером можно пользоваться стационарно – в полицейском участке, а смартфон удобен для проверки документов непосредственно на дороге.

– В чем преимущества электронных водительских удостоверений?

– Считывая информацию с чипа, инспектор ГАИ мгновенно получает всю информацию о водителе. Кроме того, автоматизация процесса позволяет быстро распечатать протокол правонарушения, который остается только подписать. Таким образом, экономится время как водителя, так и инспектора. При необходимости сотрудник ГАИ может запросить дополнительную информацию в базе данных (например, информацию о предыдущих нарушениях, не находится ли водитель в розыске и так далее) и в короткий срок получить ответ в электронном виде.

– С помощью ридера (или смартфона) можно ли определить подлинность удостоверения?

– Со 100%-ной уверенностью можно сказать – подлинный это документ или поддельный. Более того, если данные с оригинальной карты удостоверения записать на другую пластиковую карту, то ридер сразу распознает подделку.

– Вы предлагаете продукт на международном рынке?

– Эта разработка полностью готова к применению. Водительское удостоверение соответствует требованиям Евросоюза как с точки зрения информационного обеспечения, так и с точки зрения его защищенности. С 2013 года все страны Евросоюза должны перейти на электронные водительские удостоверения, поэтому данная разработка может быть востребована на рынке.



Польша: цветное фото для автомобилистов

В Польше также появились новые водительские удостоверения. Они изготовлены на Польской фабрике ценных бумаг (PWPW). Подробнее о новых удостоверениях рассказывает менеджер по международным продажам PWPW Мария Фалатович (Maria Falatowicz).

– Когда в Польше появились новые водительские удостоверения?

– Новые удостоверения начали выдавать с февраля 2013 года. Это было необходимо, так как по решению Евросоюза все водительские удостоверения должны быть напечатаны на поликарбонате. Польские водительские удостоверения предыдущего поколения также изготавливались на нашей фабрике, но они печатались на бумаге и затем ламинировались. Новое водительское удостоверение изготовлено из многослойного поликарбоната в соответствии со стандартом ISO 7810 формата ID-1 и имеет повышенную защиту.

– Какие защитные элементы применены на документе?

– Основная инновация состоит в том, что фотография владельца выполнена в цвете и помещена внутрь слоев поликарбонатной карты. Эта технология, запатентованная PWPW, называется PCP® – Polycarbonate Colour Personalisation.

Есть и другие защитные элементы. В правом верхнем углу надпись RZECZPOSPOLITA POLSKA, которая выполнена с применением оптически-изменяемых чернил. Цвет меняется с зеленого на синий. На лицевой стороне карты есть прозрачное окно, сквозь которое виден элемент, выгравированный с помощью лазера. Он состоит из двух разных изображений: цифр, которые обозначают дату выдачи удостоверения, и букв «PL». Они чередуются при изменении угла зрения.

Также документ содержит графические защитные элементы: микротекст, гильош, радужную печать, изображения, видимые в ультрафиолетовом свете. На оборотной стороне поликарбонатной карты лазером выгравирован серийный номер удостоверения. Все цифры номера прозрачные и выпуклые.



Чили: проблема не в подделке, а в дублировании

Casa de Moneda de Chile – крупнейшее предприятие Чили, на котором печатаются банкноты, идентификационные документы и ценные бумаги – в 2013 году приступило к изготовлению новых водительских удостоверений для чилийских автомобилистов. О новых документах рассказывает Татьяна Зунино Монтабоне (Tatiana Zunino Montabone), коммерческий директор Casa de Moneda de Chile.

– Чем новые водительские удостоверения отличаются от старых?

– Новые удостоверения печатаются на поликарбонате, раньше они печатались на бумаге и ламинировались. Появилось больше защитных элементов, среди которых микротекст, ультрафиолетовые чернила и другие.

– В Чили были проблемы с фальшивыми документами?

– Главной проблемой была не подделка документов, а их дублирование. До сих пор водительские удостоверения изготавливались децентрализованно. Муниципалитеты имели право выдавать водительские удостоверения. Этим пользовались мошенники. Правонарушитель, у которого изъяли права, мог приехать в другой муниципалитет и получить новый документ.

Правительство Чили обратилось на Casa de Moneda c просьбой организовать централизованное производство водительских удостоверений. Теперь все документы изготавливаются только на нашем предприятии. Кроме того, создана единая база данных. Даже если мошенник обратится с просьбой выдать ему новое удостоверение, проверка через базу данных покажет, когда было выдано удостоверение, и он не сможет получить новое.

– Сложно ли было организовать этот процесс на Casa de Moneda?

– Мы закупили новую производственную линию, на которой изготавливаются поликарбонатные карты и проходит персонализация. Теперь мы имеем возможность изготавливать подобные документы как для Чили, так и для других стран Латинской Америки.



При написании статьи использована информация с сайтов:

http://www.aif.ua/politic/ukraine/983810
http://www2.cmoneda.cl/en/nuestros-productos/impresion-de-valores/
http://autonews.autoua.net/novosti/vstupili-v-silu-novye-voditelskie-udostovereniya.html
http://zhzh.info/news/2014-01-12-17949
http://spokoino.ru/articles/driving/elektronie_prava/
http://protivkart.org/news/1702-verhovnaya-rada-odobrila-vvedenie-v-ukraine-elektronnyh-voditelskih-udostovereniy.html
http://www.bagnet.org/news/ukraine/217374
http://marker.ru/news/1627
http://www.km.ru/avto/content/rossiyanam-skoro-nachnut-vydavat-elektronnye-prava




Татьяна БАЛУЕВА

 


 

 

Последние новости


<все новости>  

Мероприятия

 

© 2003-2019 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.
Адрес редакции: Россия, 190020, Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр., д. 43/45, лит. Б, пом. 4Н;
тел.: (812) 325-20-99, 325-35-23; e-mail: info@vodyanoyznak.ru
Политика в отношении обработки персональных данных